28.03.2014
О двойном «заходе» в ЦСКА, талантах одноклубников, журналистском образовании и работе в Мадагаскаре по случаю подъема его символической майки под своды УСК ЦСКА пресс-службе нашего клуба рассказал Евгений Коваленко…
Евгений Коваленко: Не взяли в сборную – защитил диплом у Толстого
О двойном «заходе» в ЦСКА, талантах одноклубников, журналистском образовании и работе в Мадагаскаре по случаю подъема его символической майки под своды УСК ЦСКА пресс-службе нашего клуба рассказал Евгений Коваленко.

Начнем с истоков: как баскетбол появился в вашей жизни?
Благодаря удачному месту рождения. В Ташкенте было дело. Папа – военный человек, путешествовал по стране. Наш дом стоял напротив баскетбольной площадки. Там был единственный в Ташкенте спортзал, а на летней площадке разрешено было всем играть – мы гоняли в футбол, волейбол, баскетбол – во все игры. Баскетбол больше понравился, не знаю почему, тогда это было интересней, увлекся. Там была женщина-тренер – Ольга Григорьевна Шутова, которая, как сейчас понимаю, обладала редким сочетанием тренерского и педагогического талантов. Она нас воспитывала, требовала не только стопроцентного результата, но и хорошей учебы в школе, человеческие качества развивала в нас. Даже дневники проверяла в конце каждой недели. «Двойка есть? Все на следующую тренировку не приходишь!»

Тогда в Ташкенте случился баскетбольный бум. Спорта было много. За школу играл в баскетбол, гандбол и волейбол. Спортивный зал принадлежал ташкентскому СКА. Мы собрались сверстниками, даже выиграли чемпионат СССР среди 16-летних, где в овертайме победили ЦСКА, кстати. Меня заметили в 18 лет, когда играл в молодежной сборной. Выступил неплохо, и Алачячян пригласил. Стушевался: там же Вольнов, Травин, мне как-то не по себе было. Остался играть в Ташкенте в местном «Буревестнике», стал лучшим нападающим первой лиги.

Дальше в 20 лет пришел в ЦСКА. В один год с Иваном Едешко, даже вместе делили комнату в армейском общежитии с ним и Милосердовым. Нам повезло: тогда в ЦСКА смена поколений была – трудно и интересно. Сборы – отдельная история, совместные с хоккеистами и футболистами в Архангельском. Все виды спорта общались и дружили. Нашими приятелями были Михайлов, Петров, Харламов и другие. Смотрели за тренировками Тарасова – незаурядная личность, они дружили с Гомельским, но подходы в тренерском плане отличались кардинально, конечно. Были и веселые моменты. Валера Милосердов у нас был игрок из игроков! Мастер во всем! Шахматы, шашки, домино, карты. Они устраивали шахматные побоища с Фетисовым. Как-то Валера вышел на футбольное поле к футболистам – они его на «слабо» взяли. Мол, «баскетболист, забьешь пенальти?» Он раз забил – два забил. Футболисты дальше поменяли игру – футболист на ворота, а Милосердов бьет 10 пенальти, а потом меняются местами. Так Валера у всех выиграл и это! Ребята там из сборной были, потом за ним толпами ходили, говорили, мол, может, к нам пойдешь. Он всем отказывал «Зачем? Мне ваш футбол не интересен!» Прекрасные времена!

За карьеру игрока у вас было много партнеров по команде, кто был самым надежным?
Алжан Жармухамедов, тоже из Ташкента он, на год раньше уехал в Москву. Лучший нападающий всех времен, да еще с такими бойцовскими качествами! Я всегда говорил: он и сейчас мог бы играть и у нас, и в НБА. И Валера Милосердов, с юниоров с ним дружим, плюс Едешко, Мышкин, Еремин. Мы не только на площадке вместе были, но и вне. В гости ходили! Сейчас немного по-другому, конечно.

Самая значимая победа Коваленко-игрока – это…
Кубок европейских чемпионов с ЦСКА.

Интересный факт из вашей жизни – ведь вы закончили МГУ, факультет журналистики. Расскажите, зачем?
Отличный вопрос. Раньше так было: хоть ты и спортом занимаешься, но высшее образование тебе необходимо, как полноценному человеку. Все старались учиться.

Но почему журналистика?
Скажу честно, поступал на физтех. В школе физику любил, да и шла она у меня. Но тренировки и физтех – это очень сложно. Перешел на журналистику, все-таки гуманитарный факультет. Это проще – историю и литературу мог изучать на сборах, читать книги там. Тяга к высшему образованию была. Трудно было, да, меня в тот период и в сборную брали. Но не пропускал ничего. Однажды в 1974 году осенью после сборов меня отсеяли, пообещали место другому. Обиделся и ушел с головой в учебу. Подчистил все «хвосты». Отношение, кстати, во время учебы было благожелательное: декан Засурский тоже все понимал, давления не было, давали возможность что-то пересдавать даже. Руководитель диплома у меня был Илья Владимирович Толстой – правнук того самого Льва Николаевича. Он тоже много помогал мне, да и спорт любил, все время у меня спрашивал о результатах. Таких людей редко встречаешь, интеллигентный. На всю жизнь в памяти остался. Когда я закончил университет, проходил практику на телевидении. Во времена Маслаченко еще. Помогал, крутился. После практики предложили работу комментатором. Подумал, что рано со спортом завязывать, чувствую себя хорошо, да и поиграть еще могу. Отказался. Не пожалел. Три сезона было впереди.

Тренерство ближе было?
Это ближе к баскетболу, находиться внутри системы лучше, чем смотреть со стороны и про это говорить в микрофон.

Был в вашей тренерской карьере интересный эпизод с поездкой на Мадагаскар.
В то время начался мировой спортивный подъем. Далекие страны нуждались в тренерах. Советские и армейские тренеры были в особенном почете. Меня пригласили на Мадагаскар к местной команде. Задача – привести ее к чемпионству. Баскетбол там любили, наших соперников тренировали французы, американцы. Даже с экипировкой проблемы были, я в свой отпуск мячи привозил туда. В первый год мы были третьими, потом вторые и на третий год пребывания там мы стали чемпионами. Мне даже вручили государственную награду – орден от министра обороны «За заслуги перед Мадагаскаром». Вахту на следующий год принял потом Астахов.

Вы прошли большой тренерский путь, приходилось принимать волевые решения?
Такие решения напрямую связаны с игроками. В питерском «Спартаке» 2000-е были тяжелыми, и спонсоров не было, как сейчас. У меня была молодая команда с двумя опытными «мамонтами» – Мальцевым и Кисуриным. Разница зарплат была мизерная, но не платили ее по три месяца. И если с «молодняком» руководству можно было договориться или запугать, то ветераны со своим мнением не молчали, когда стояла материальная проблема. Руководство настаивало на том, что их нужно убрать и все. Я сразу сказал, что это невозможно, смысл в команде тогда какой? Выступать только «молодежкой»? Нет. Они столько вложили в команду, их выгонять не буду. В итоге убрали меня.

Сейчас вы второй тренер в «Триумфе», насколько вам интересно работать с молодежью?
Действительно, много молодежи, что приятно. Василий Карасев, наш главный тренер, также армеец. Работать интересно, отвечаю за анализ соперников, всем доволен. Мы ставим на сочетание молодых и опытных, что важно. Преемственность необходима, иначе баскетбол не поднимется. Мне кажется, нам это удается. «Триумф» сейчас на третьем месте в группе Лиги ВТБ, плюс мы в «Финале четырех» Еврочелленджа.


Евгений Коваленко (родился 3.01.1950)
Обладатель Кубка европейских чемпионов (1971), 10-кратный чемпион СССР (1972-74, 76-1981), 2-кратный обладатель Кубка СССР (1972, 73), чемпион Универсиады (1970), победитель V и VII Спартакиад народов СССР. Мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры и спорта Московской области, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени

Comments

Please login to post a comment

We also recommend